Плейстоценовый заповедник на Колыме.
haritonoff.livejournal.com/122972.html
Еще в 80-е годы под руководством эколога Сергея Афанасьевича Зимова (слева) на севере Якутии, в нижнем течении Колымы, начался уникальный эксперимент по восстановлению экосистемы мамонтовой степи, заключавшийся в заселении на участок тундры современных степных копытных, которые, стравливая кустарники, регулярно подъедая траву и оставляя удобрения, должны были изменить ландшафт, постепенно превращая лесотундру в северную степь. Началось все с табуна якутских лошадей, а в 1988 году к лошадям добавились лоси, олени и медведи.
Теория Зимова основывалась на следующем: чтобы вместо лишайников и морошки была степь, нужно, чтобы трава не только быстро росла, но и быстро сгнивала и в виде питательных удобрений возвращалась в почву. В тундре же сейчас мёртвые растения не разлагаются – холодно – а слежавшимся "войлоком" уходят в вечную мерзлоту и медленно превращаются в торф. В результате органика безвозвратно теряется, вместо травы появляются менее требовательные, но медленно растущие мхи и лишайники, которые потребляют гораздо меньшее количество воды, что ведет к заболачиванию – вот вам и тундра. Но если бедность тундровых почв компенсировать внесением азотных удобрений – например, навоза, то на месте скудных мхов и лишайников появляются быстрорастущие и высококалорийные злаковые растения. Плюс к этому, копытные будут вытаптывать мох и "подстригать" кустарник, бурьян и тундровые "ползучие" деревья – дополнительно освобождая место под разнотравье, которому такие операции нипочем.
И теория подтвердилась – копытные "заработали": растительность на территории парка действительно начала меняться! Животные расчистили заросли бурьяна и кустарников, расправились с многолетними залежами сухой мертвой травы, удобрили почву навозом. И тундра на экспериментальном участке начала превращаться в пастбище…
Остальное по ссылке.
Букв много, но прочитала с огромным интересом.