"Потепления и похолодания" в отношении "русских персонажей" в Голливуде с течением времени и мировой политики. Большое спасибо carcharodon, за то что поделилась такой интереснейшей статьей.
Я у себя выложу кусочки, а статья целиком по ссылке.
1-е потепление, как я и думала связано со второй мировой войной.
Вторжение Гитлера в СССР и заключение между США и нашей страной союзнических соглашений заставили американскую пропаганду развернуться на 180 градусов. Америка не могла официально поддерживать враждебную страну злобных подонков и наивных красоток с промытыми мозгами. Так что правительство убедило Голливуд начать снимать кино, представляющее Советскую Россию в радужном свете. Апофеозом прославления СССР стала лента Майкла Кертиса (лауреата «Оскара» за «Касабланку») «Миссия в Москву», основанная на воспоминаниях американского посла в СССР Джозефа Дэвиса и утверждающая среди прочего, что «большая чистка» 1937-1938 годов была наказанием реальных предателей, германских и японских шпионов. Пожалуй, ни один иностранный фильм ни до, ни после «Миссии в Москву» не изображал с такой симпатией Иосифа Сталина и других советских вождей. И это была не студийная самодеятельность, а государственный проект. Президент Рузвельт несколько раз встречался с Дэвисом, чтобы узнать, как продвигается работа над фильмом.
читать дальше
2-е потепление. Феномен АНКЛ.
читать дальше
Когда Флеминг по настоянию продюсеров «бондианы» отошел от проекта (те не хотели, чтобы Флеминг конкурировал сам с собой, подрывая их кинобизнес), продюсеры шоу наняли нового сценариста Сэма Ролфи, автора популярного телевестерна «Есть оружие – готов путешествовать» о ковбое по найму. И Рольфи, следуя веяниям времени, предложил снять сериал о международном тайном агентстве по ООН, сотрудники которого представляют разные страны и вместе противостоят злодеям наподобие СПЕКТР – могущественным преступникам без национальности. Главный герой Соло представлял Америку, его коллега Илья Курякин – СССР, а их начальник в окончательной версии шоу стал англичанином.
Поначалу предполагалось, что Курякин будет второстепенным персонажем, лишь изредка играющим существенную сюжетную роль, а в некоторых сериях и вовсе не появляющийся. Рольфи не собирался вглядываться в «загадочную русскую душу». Ему достаточно было констатировать, что американец и русский могут работать вместе, и на этом успокоиться. В пилотной серии «Человека» (заметьте – вновь «сольное» название) Курякин появлялся лишь в паре начальных сцен и, в сущности, выполнял обязанности секретарши. Неудивительно, что представитель телеканала NBC хотел вырезать из сериала этого «политически скользкого» и не особенно нужного персонажа. Но создатели шоу уперлись, телеканал не настоял на своем, и зрители увидели-таки шотландца Дэвида МакКаллума в роли русского агента А.Н.К.Л.
А затем случилось неожиданное чудо. Курякин стал суперпопулярен. Поскольку в сценарии он был очень бедно очерчен, МакКаллум решил играть его как загадочного интроверта, который почти никогда не говорит о себе, избегает прямых ответов на личные вопросы, не старается втереться к людям в доверие (если этого не требует задание), не стремится покорять женские сердца… Но который при этом исключительно мужественен, образован и интеллигентен и который, кажется, скрывает в душе бездонные глубины. И оказалось, что в середине 1960-х такой герой был «магнитом для девушек», старшеклассниц и студенток. В отличие от настойчивого ловеласа Соло, Курякин покорял женские сердца своей отстраненностью. Зрительницы хотели разгадать его тайны и разрушить барьеры, которые он возвел вокруг своего сердца. Ведь в сериале были сцены, где Курякин проявлял себя тепло и душевно, – просто они были большой редкостью. Конечно, белокурые волосы и спортивная фигура МакКаллума тоже были весьма кстати. Плюс Курякин был «чужим в чужой стране» (его офис А.Н.К.Л. находился в США), а в контркультурные 1960-е чувствовать свою чуждость было модно.
Когда создатели шоу поняли, что нечаянно создали популярнейшего персонажа, они пересмотрели концепцию «Человека», сделали Курякина полноправным напарником Соло и даже начали придумывать для МакКаллума сексапильные сцены – вроде моментов, где героя в облегающей рубашке окатывает вода. Зрительницы ответили на это восторженным визгом, и шоу могло бы продержаться в эфире немало лет, но в определенный момент под влиянием пародийно-комедийного «Бэтмена» 1960-х (того популярного, но печально известного среди поклонников комиксов шоу, которое надолго отвратило режиссеров от супергеройских историй) сценаристы «Человека» превратили свой сериал в абсурдный фарс. Поклонники шоу, предпочитавшие хоть и ироничные, но все же драматичные сюжеты, отвернулись от перекореженного сериала. В итоге он просуществовал всего четыре года, но оставил после себя добрую память.
Не исключено, что именно популярность Курякина вдохновила создателя «Стартрека» Джина Родденберри в те же 1960-е включить в команду звездолета «Энтерпрайз» русского навигатора Павла Чехова. Ведь Родденберри этим решением убил сразу двух зайцев – вписал в сюжет молодого и привлекательного парня и прорекламировал дружбу народов в мире светлого космического будущего. Этот план, впрочем, провалился – «Стартрек» все равно был закрыт после трех сезонов вместо запланированных пяти (как минимум). Возможно, поэтому с тех пор с положительными русскими персонажами на американском ТВ не очень…
Полный текст статьи тут
www.film.ru/articles/shpiony-kak-my-0
Спасибо Сэму Рольфи и Дэвиду Маккалуму и всем-всем принимавшим участие в создании сериала, который вновь изменил взгляд на русских-советских в зарубежном кино Причем на этот раз политика была совершенно не при чем.