Схема проекта московского метро, 1931 годТакой схемой была проиллюстрирована статья «Еще раз о метрополитене», опубликованная в «Известиях» поздней осенью 1931 года
читать дальшеСхема московского метро, утвержденная Совнаркомом в 1931 году
Основой для этого проекта стали разработки, проведенные годом ранее в отделе метростроя Московской железной дороги
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/02_19.jpg)
Первая официальная схема московского метро, 1935 год
Была опубликована в справочнике «Что должен знать пассажир метрополитена». Примечательно, что в это время слово «метро» имело не средний род, как сейчас, а мужской — по аналогии со словом «метрополитен»
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/03_15.jpg)
Схема метро из Генерального плана развития и реконструкции Москвы, 1935 год
К моменту появления нового Генплана метро не просто было построено, а уже два месяца работало в обычном режиме
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/04_18.jpg)
Проект третьей очереди московского метрополитена, 1937 год
Схема была опубликована в «Известиях» в январе 1937 года, но начавшееся строительство было прервано из-за Великой Отечественной войны до мая 1942 года
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/05_20.jpg)
Схематический план Москвы со схемой метрополитена, 1965 год
К этому времени в Москве уже работали семь линий, в том числе Кольцевая (окончание строительства — 1954 г.) и Филевская (окончание строительства — 1958 г.)
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/06_15.jpg)
Схема линий московского метрополитена, 1970 год
Первая попытка «геометризировать» схему столичной подземки. К этому времени в Москве уже не строили станций по индивидуальным проектам: новые станции, главным требованием к которым была дешевизна, отличались друг от друга только декором колонн и цветом кафельной плитки
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/07_19.jpg)
Схема линий московского метрополитена, 1980
Новый дизайн схемы разрабатывался накануне московской Олимпиады-80. По мере того как удлинялись радиальные линии, схема разрасталась, и чтобы отобразить ее, пришлось ввести овальное изображение Кольцевой линии (три года спустя его в порядке эксперимента расположат горизонтально) и изогнуть радиусы
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/08_13.jpg)
Схема линий московского метро, 1984 год
В Москве действуют уже девять линий изрядной длины, которые приходится изображать ломаными. Зато Кольцевая опять стала круглой, а не овальной, как за четыре года до того
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/09_12.jpg)
Схема линий московского метрополитена, 1990 год
За прошедшие шесть лет в столичной подземке появился первый пересадочный узел на пределами Кольцевой линии — Каховская ветка. Строящаяся Люблинская линия появляется на схеме с 1988 года, но пущена будет только в 1995-м
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/10_21.jpg)
Схема линий московского метрополитена, 1992 год
На этой схеме нет многих привычных станций — «Кировской», «Дзержинской», «Площади Свердлова», «Проспекта Маркса», «Щербаковской»: общественная дискуссия о необходимости переименовании станций началась двумя годами ранее.
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/11_11.jpg)
Схема линий московского метрополитена, 2003 год
Автор этой схемы — дизайнер Евгений Коваль. Схема действовала до 26 сентября 2003-го: этот год вошел в историю московского метро как год самой частой смены схем
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/12_13.jpg)
Схема линий московского метро с привязкой к карте города, 2003 год
Действовала с 26 сентября по 23 декабря. Примечательно, что станция «Ботанический cад» указана с ошибкой: на самом деле она расположена на другом берегу Яузы. Мелкий шрифт схемы раздражал многих пассажиров, и после многочисленных нареканий карта была заменена
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/13_7.jpg)
Схема линий московского метрополитена, 2003 год
Эта официальная схема действовала с 23 декабря — именно она пришла на смену схеме, наложенной на карту города. Движение поездов по обозначенной на карте как действующей Бутовской линии легкого метро началось только через четыре дня, 27 декабря
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/14_7.jpg)
Схема линий скоростного транспорта Москвы, 2005 год
На этой схеме отражено последнее переименование станции московского метро: «Измайловский парк» стал «Партизанской», после чего наконец-то стало понятно, почему с момента открытия станцию украшали скульптуры героев-партизан.
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/15_8.jpg)
Схема линий скоростного транспорта Москвы, 2013 год
Схема-победитель последнего конкурса, созданная дизайн-студией Артемия Лебедева. Из трех схем-финалистов за нее отдали больше всего голосов — 38 485, или 52% голосовавших. Примечательно, что в этой схеме использованы многие элементы, уже знакомые москвичам по схемам 1984 и 1992 годов.
![](http://www.forbes.ru/sites/default/files/imagecache/forbes2013_620_414/gallery/aa.jpeg)
За каким хреном Лермонтовскую переименовали в КРасные Ворота? ЧТо им Лермонтов сделал?