По-своему положительный персонаж. (с)
14 сентября 1862 года по направлению к японской столице двигалось четверо всадников. Это были коммерсанты, подданные королевы Великобритании, трое мужчин и женщина. Навстречу им в сопровождении свиты численностью около тысячи человек двигался Хисамицу Симадзу, удельный князь провинции Сацума, один из влиятельнейших самураев того времени. Они встретились около деревни Нагамуги. Дозорные князя остановили англичан , потребовали спешится и приветствовать вельможу по японским правилам. Те отказались. Узнав, что оскорбительную неучтивость проявили иностранные варвары, да к тому же презренные купцы, верхом на лошадях, и среди них женщина (в Японии низшие сословия и женщины не имели права ездить верхом) князь без колебаний распорядился: умертвить. Один из путников был убит, двое ранены, женщина осталась невредима. Инцидент вызвал огромный резонанс среди иностранцев, посчитавших нападение беспричинным и варварским. Британия потребовала от японского правительства денежную компенсацию (100 тысяч фунтов), наказания виновных и официальных извинений. Клан Сацума требования выполнять отказался.Через 11 месяцев под стенами клана Сацума появились 7 английских военных кораблей, доставивших князю ультиматум от королевы. Тот признался, что не понимает почему судьба презренного торговца, наказанного за оскорбление самурая, так волнует королеву Великобритании.
Они не смогли договорится. Все закончилось морским боем в бухте Кагосима. Эта стычка подлила масла в огонь назревающей гражданской войны в Японии и превратила клан Сацума в непремеримого врага сегуна и всех иностранцев.

(с) А. Прасол

В данном случае я полностью на стороне англичан. Кое-кто, мягко говоря, обнаглел.

А вообще книжка очень интересная. Читаю не отрываясь уже который вечер. Многим японским странностям дается объяснение с отсылками в историю, религию, мирровоззрение и т.д.

Еще мне очень рассказ про их сферу услуг понравился. Крайне интересно.

@темы: История, География

Комментарии
19.02.2009 в 00:38

летит «заку» по орбите, опоясавшись ломом... а кому какое дело – может, «гАндам» стерегёт...
Одинокая Волчица (Юлия) Еще мне очень рассказ про их сферу услуг понравился. Крайне интересно

А там что?
19.02.2009 в 00:39

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Если будет про Шинсен, тоже процитируй, плиз.
19.02.2009 в 00:43

По-своему положительный персонаж. (с)
von Strang Да вообще, с залезанием в историю времен самурайства, и по современность. Откуда у них берется такое отношение к клиенту.

Порадовала их поговорка: "Его Величество Клиент - это Господь Бог" :)

Если завтра будет время попробую тезисы упорядочить.

Про их железные дороги автор вообще сказки с моей точки зрения рассказывает. Поезда всегда приходят вовремя. Всегда. Офигеть! Я тоже хочу такой сервис!
А если с поездом вдруг что-то случилось, то об этом объявляют даже по телевиденью! ЫЫЫ! Как бы нашим перенять японский опыт, а?
19.02.2009 в 00:46

По-своему положительный персонаж. (с)
Кимури Ну ясное дело. Только автор с самого начала сказал, что самурайства и военных приемов в этой книге от меня не ждите. Но рассказывает очень интересно. И психология поднята, и исторический аспект, и религия, и мировоззрение, и многое многое другое.

Весьма познавательная книга с моей точки зрения.
19.02.2009 в 01:07

- Опа, ызарг. -Сам опа. (с) Маркиз
Ну надо же. А я на стороне японцев. По той же самой причине - кое-кто, мягко говоря, обнаглел...
19.02.2009 в 01:10

По-своему положительный персонаж. (с)
Ызарг Ага. То есть когда они крепость своего нового меча проверяли на первом попавшемся крестьянине ты тоже одобряешь? :)

Самурайство усилиями Токугава зашло в тупик. Ну почему Нобунага не пожил дольше...
19.02.2009 в 01:13

- Опа, ызарг. -Сам опа. (с) Маркиз
Можно пруфлинк? :) Пока что это из серии баек про Ленина, приносящего в жертву 90% населения страны ради того, чтобы 10% дожили до коммунизма. То ли он украл, то ли у него украли, но что-то там было нехорошее.
19.02.2009 в 01:16

По-своему положительный персонаж. (с)
Ызарг Ну-ну. Впрочем каждый из нас имеет право на собственное мнение Нет, я тут целиком на стороне англичан. В данной конкретной ситуации.
19.02.2009 в 01:24

- Опа, ызарг. -Сам опа. (с) Маркиз
На фоне исключительно циничного и наглого поведения англичан на Дальнем Востоке, опирающегося исключительно на те самые 7 кораблей... я рукоплещу сегуну. Единственный способ заставить их если не уважать чужую культуру, то хотя бы думать перед тем, как на нее наступить.
19.02.2009 в 01:26

По-своему положительный персонаж. (с)
Ызарг А при чем тут сегун? :hmm:

Насколько я понимаю, он настаивал на том, чтобы князь извинился.
19.02.2009 в 01:33

- Опа, ызарг. -Сам опа. (с) Маркиз
Тьфу, не сегун, князь молодец.
19.02.2009 в 01:33

летит «заку» по орбите, опоясавшись ломом... а кому какое дело – может, «гАндам» стерегёт...
Одинокая Волчица (Юлия) когда они крепость своего нового меча проверяли на первом попавшемся крестьянине

Всё-таки, не на первом. Цудзигири вообще-то считалось преступлением.

Нет, я тут целиком на стороне англичан. В данной конкретной ситуации

В данной конкретной ситуации имел место инцидент, использованный в качестве casus belli. Но именно "casus*, а не причина. Которая ЕМНИП лежала в попытках Сацума наладить собственное мануфактурное производство вместо покупки британских товаров. Что просвещённым мореплавателям, естественно, не нравилось. Ну и, собственно, после бомбардировки это производство накрылось медным тазом. Что привело сделало Сацума одной из опор блока "за реформы" (выступавшего против изоляционистского правительства сёгуна) поначалу.

Кстати, надо ещё уточнить - а было ли вообще у иностранцнев право находиться в этой части Японии. Для начала ;)
19.02.2009 в 01:35

- Опа, ызарг. -Сам опа. (с) Маркиз
Вот-вот. Не надо уподобляться американцам и сразу вопить о нарушении прав человека ;-)
19.02.2009 в 01:37

По-своему положительный персонаж. (с)
Ызарг ты меня совсем запутал :)


von Strang А понятно. Вы сразу об экономике, а я о нападении на четырех человек. :) Мы просто о разном говорим.
19.02.2009 в 01:46

- Опа, ызарг. -Сам опа. (с) Маркиз
А я вот говорю, что если б на месте князя увидел четырех наглецов из тех, что удушают мою страну, не дают ей подняться за счет превосходящей вооруженной силы, да к тому же еще и вытирают об нее и об меня лично ноги - поступил бы так же, не раздумывая.

К тому же, этот случай был специально раздут Англией, чтобы дальше душить Японию, не давая ей подняться на ноги и выйти из зависимости. Сплошная политика и экономика. Она тут неотделима от убийства, как и от всех убийств, связанных с англичанами в колониях.
19.02.2009 в 08:00

Если откинуть :) экономику и политику, то правых в этой истории нет.
Англичане поперлись в чужой монастырь со своим уставом, я князь мог и снисходительнее быть к "варварам". Если уж такой продвинутый.
Женщину они всё-таки не убили, так что результаты те же - 50/50. Выигравших нет.
19.02.2009 в 08:05

Так давайте выпьем за то, что в галактике есть мы!
В данном случае, если убрать геополитику и конъюнкрурные соображения, имел место конфликт культур, разрешённый бездарным способом, при полном неуважении к оппоненту - с обеих сторон.

1. Человек, безосновательно уверенный в том, что все будут делать так, как он привык, а любое отклонение от этого стереотипа априори считает оскорблением - заслуживает того, чтобы однажды и его не поняли. С теми же последствиями. К тому же, у подобног типа есть веский повод подозревать либо наличие комплекса неполноценности, либо непрочность властного положения (раз он вынужден сохранять лицо таким способом: сильного не унизит ничто).

2. Человек, выбравший своей профессией торговые контакты с иной культурой, обязан особенности этой культуры знать - и придумать, как их соблюсти без особого для себя ущерба. Например, посадить даму в конные носилки, замаскировать торговый караван под свиту знатного путешественника... да мало ли как ещё! Если это не так - он профнепригоден.

В общем: "В этой речке утром рано утонули два барана!"(с)
19.02.2009 в 13:07

- Опа, ызарг. -Сам опа. (с) Маркиз
Алькор, да перестань. Цель англичан на Дальнем Востоке всегда была не "контакты с другой культурой", а прямо противоположная - "выдаивание чужой культуры в интересах родного государства".
Это была четкая провокация, сделанная вполне профессионально. Думаю, что не единственная, просто первая сработавшая. Князь, конечно, мог бы быть и снисходительнее, но тут уже сыграла предыдущая история отношений с англичанами. Единственное, в чем он действительно облажался – оставил в живых свидетелей.
19.02.2009 в 13:13

Так давайте выпьем за то, что в галактике есть мы!
Ызарг, я же говорю: УБРАТЬ геополитику ;) :D Одинокая Волчица (Юлия) возмутилась именно человеческой ситуацией, которая действительно ини в какие ворота... Помню, как наших дам, прилетавших в Кабул, стюардессы просили на выходе из самолёта надевать хотя бы мужнины рубашки с длинным рукавом! И надевали. Но не закрывали лиц - и все стороны были "при приличиях".

А казус белли можно сотворить из чего угодно, было бы желание.
19.02.2009 в 13:34

Согласен с Алькор :samurai:
19.02.2009 в 13:36

- Опа, ызарг. -Сам опа. (с) Маркиз
Естественно, из чего угодно и творят :) Если каждый раз то, во что вляпывались англичане, рассматривать в отрыве от их жадности и их политики, чисто житейски, правых и виноватых не будет. На это и расчет 8)
19.02.2009 в 15:07

життя - це те, на що звертаєш увагу
Алькор
В принципе, согласна. Только англичане еще и проезжали по японской земле, и как-то подразумевается, что "в чужой монастырь со своим уставом..." Князь, если в его культуре это оскорбительно, имел полное право оскорбиться. И по его обычаям - такое поведение по отношению к японским купцам было вполне допустимым.

И, кстати, прецедент объясняет снисходительное отношение современных японцев к иностранцам...
19.02.2009 в 15:12

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Каймирэ Отнощение из категории - "Гайдзины, варвары, что с них взять" :)
19.02.2009 в 15:21

По-своему положительный персонаж. (с)
Алькор Одинокая Волчица (Юлия) возмутилась именно человеческой ситуацией, которая действительно ини в какие ворота...
Вот-вот. Меня именно отношение и разозлило. Типо купцы не люди, и давайте их зарубим нафихх.
19.02.2009 в 15:28

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Одинокая Волчица (Юлия) А они для многих японцев того времени - натурально не люди. А хрен знает что пришлое, которое смеет тут ступать по нашей священной земле. Помнишь сериал шинсеновский - некоторые просто за одно это готовы были иностранцев убивать. При этом со своими купцами, которые бы настолько нарушили обычаи, могли тоже очень круто обойтись. Вряд ли сильно мягче.

Да, не сахар. Но англичане, живущие в Японии - должны были бы уж это знать. И поплатились,в общем, за то, что решили - "для нас местные законы ваще не писаны". А уж потом это использовали как повод.

И не забывай, что для многих англичан подавляющее большинство тех, кто обитал за предлами их цивилизации - если не нелюди, то дикари, близкие к животным.
19.02.2009 в 15:34

- Опа, ызарг. -Сам опа. (с) Маркиз
Вот именно. Для князя англичане - варвары, князь для англичан - вообще животное, потому что у него нет пушек, а у них - есть. И если животное возмутится, то эти пушки ему быстро предъявят, значит, можно делать все что душе угодно. Доделались.

Как ни странно звучит, уважительное отношение как раз демонстрировал князь, а скотское - англичане.
19.02.2009 в 15:42

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Ызарг По крайней мере, князь сперва потребовал "выполнить приличия".
19.02.2009 в 15:47

- Опа, ызарг. -Сам опа. (с) Маркиз
Именно. Он изначально отнесся к ним по-человечески, а они изначально считали его животным. В этом и разница.
19.02.2009 в 15:51

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Ызарг Не факт, что животным. Но раз считали себя вправе не подчиняться приказаниям местного "варварского" правителя - скорее всего, только на основании того, что "они цивилизованные англичане" - тоже неплохо...
19.02.2009 в 17:48

Так давайте выпьем за то, что в галактике есть мы!
считали себя вправе не подчиняться приказаниям местного "варварского" правителя - скорее всего, только на основании того, что "они цивилизованные англичане"

Кимури - а вот тут неверная предпосылка. Англичане на тот момент уже доросли до того, чтобы ценить своих купцов - а не только своих дворян. Да, это следствие колониальной политики, одним из столпов которой является торговля - следовательно, негоциант, торгующий с внешним миром, заслуживает уважения. Он рискует своей жизнью и имуществом не меньше, а то и больше дворянина-воина. И приносит серьёзную пользу государству. Его могут даже в рыцари посвятить, если он пару галеонов с золотом где-то прихватизи... ой, добудет. ;)

В Японии же на тот момент купец равно рыночный торговец. Он за море не ездит, доблестью не блещет - и по сути, является обслуживающим персоналом. А слугам дОлжно кланяться господам.

Вот только встретились князю не слуги. А те, кто на деревенском большаке посмел отстаивать своё достоинтсво - четверо против ВООРУЖЁННОЙ ТЫСЯЧИ! И неважно, что Британия Правит Морями, кораблями и пушками - здесь они были беззащитны. Но посмели воспротивиться тому, что посчитали унижением.

Сдаётся мне, "самураями по духу" из всех присутствующих оказались именно купцы...
19.02.2009 в 19:13

По-своему положительный персонаж. (с)
Алькор Сдаётся мне, "самураями по духу" из всех присутствующих оказались именно купцы...
Именно! Никто почему-то не видит что их было четверо против тысячи. И ничего достойного в действиях князя я видеть не могу.
19.02.2009 в 19:16

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Одинокая Волчица (Юлия) Действия князя были, вообще-то, весьма предсказуемы. И храбрость купцов... не искупает их же глупости.
19.02.2009 в 19:25

По-своему положительный персонаж. (с)
Кимури Когда единица выступает против тысячи уважать я буду именно единицу.

не искупает их же глупости.
Мне так никто не объяснил в чем их глупость заключается. Они не послы. Князь не император. И даже императору как мне кажется послы не обязаны были кланятся по японскому этикету. Это послы в стране должны себя вести согласно этикету. Они купцы. Ехали по делам. Они иностранцы, соответсвенно могли этикета и не знать.

А князь, видя что они иностранцы, видя что их мало, приказал их убить. Ну-ну.

И я таки не понимаю почему свободные люди приехав в другую страну должны падать ниц перед тамошними высшими лицами. ОНИ НЕ ПОДДАННЫЕ данного государства. Соответсвенно и спрос с них другой.
Так что для меня однозначно не прав князь.
19.02.2009 в 19:25

Так давайте выпьем за то, что в галактике есть мы!
Кимури, всё верно: дама, вышедшая в исламской стране на улицу в маечке - дура дурой. Но то, что она дура, не означает, что она шлюха - и если на приставания местного населения она ответит отказом, это будет её право. Последствия, конечно, будут печальны...

Но вот в чём незадача. Когда приставала поймёт, что ошибся с объектом (а по реакции дамы это легко определить), он всё равно её или ударит, или изнасилует. Потому что её отказ уронил ему самооценку. Как с этим князем: должен же хоть чуть-чуть соображающий человек понять, что происходит нечто, не вписывающееся в канон! Звери в данном случае и то понятливее людей - они от незнакомого звука скорее убегут, чем нападут. Но звери собственное достоинство не блюдут. ;) А князь тут же взвился: КАК?! МНЕ НЕ КЛАНЯЮТСЯ?!

В общем, между дурой и насильником я без вариантов выбираю дуру.
19.02.2009 в 19:27

По-своему положительный персонаж. (с)
Алькор :hlop: :hlop: :hlop:
ППКС!
19.02.2009 в 19:54

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Алькор Здесь не спорю.
19.02.2009 в 20:19

Мне нужно механическое тело
При всем уважении, но провоцировать заведомо сильнейшую державу на нападение на твою страну... это не гордость. Это глупость. Настаивать на совершенно неважных пунктах и доводить дело до конфликта с Англией было просто нелепо. Если бы было что-то важное, а тут мелкий инцидент. В итоге - вполне закономерная месть Англии, сотни убитых японцев. И кому стало лучше?

Пока страна недостаточно сильна, чтобы настаивать на своем, ей лучше тщательно выбирать, где имеет смысл стоять до последнего, а где сделать уступки.
19.02.2009 в 22:19

летит «заку» по орбите, опоясавшись ломом... а кому какое дело – может, «гАндам» стерегёт...
Одинокая Волчица (Юлия) Вы сразу об экономике, а я о нападении на четырех человек. Мы просто о разном говорим

Я говорю о том, что при наличии причин (экономических, политических и т.д.) воевать некую страну, повод найти можно любой. Не этот, так ещё какой. Химическое оружие прячут, коров забивают негуманным способом и т.п. "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать" (с)

Кстати, насчёт ситуации. Представь, например, что едет по городу М. президентский кортеж. Приняты соответствующие меры безопасности: движение перекрыто, вдоль пути следования расставлены пикеты, etc. Внезапно наперерез выезжает четвёрка подозрительных лиц на мотоциклах, по виду - иностранцев.
Собственно, представь дальнейшую реакцию охраны ;)

Алькор здесь, кстати, ещё один важный момент: а мог ли, собственно, князь оставить безнаказанным вызывающее поведение иностранцев? это был, прежде всего, ущерб его репутации, его престижу. Грубо говоря, какой ты князь, если тебя иностранные купцы в открытую на хер посылают =-.-= Возвращаясь к той же аналогии, представь, что некоему президенту или губернатору мелкий иностранный купчишко прилюдно в прямом эфире показал средний палец. С соответствующими словесными пояснениями. Как будет он выглядеть в глазах своих избирателей, если утрётся, оставив это дело безнаказанным. "А, этот придурок, которого чучмеки на хер посылают" =-.-=

Диланду Альбато провоцировать заведомо сильнейшую державу на нападение на твою страну...

"Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать" (с)
20.02.2009 в 00:21

- Опа, ызарг. -Сам опа. (с) Маркиз
*много буков, бессмысленных из-за фон Странга, который делает это лучше*

Англичане в Японии - заведомо сильная сторона. Тот факт, что за ними стоит флот, которого нет у варваров-туземцев, практически всегда побуждал англичан переступать через местные законы. Начать с того, что в Японии их не ждали вообще, и попали они туда только поставив страну буквально к жерлу орудия.

Купцы или не купцы - тут вообще не разговор. Сколько раз эти купцы всплывали как военные, разведчики, провокаторы или шпионы, не сосчитать. Факт тот, что имела место провокация, и Англия добилась своего - опять получилось не дать Японии выйти из ярма фактической оккупации. Под надуманным предлогом. И вообще, если из четверых погиб всего один (!!!) - у этих людей явно была подготовка и план действий.

Называть англичан в Японии "самураями по духу" - это невообразимый плевок на слово "самурай". А считать князя сильной стороной - попросту смешно.
20.02.2009 в 00:27

По-своему положительный персонаж. (с)
Ызарг Предлагаю сойтись на тоом, что на ситуацию мы смотрим с разных позиций. Мне например перпендикулярна экономика и что там выиграла Англия. А вот то, как себя повел князь в этой ситуации меня корежит.

Этически.

Тебе же наоборот нравится князь. Приняла к сведенью твои доводы, но согласится не могу. Увы. Я на это смотрю по иному.
;-)
20.02.2009 в 08:02

Так давайте выпьем за то, что в галактике есть мы!
von Strang, согласен - князь это так оставить не мог. Ровно как и абориген, приставший к дуре - друзья засмеют: "Ааааа, ему и шлюхи не дают!" Именно поэтому человеку, заботящемуся о своей репутации, думать о своих действиях следует заранее. Как и купцам (или дуре). Но с дуры - если убрать геополитику! - меньше спрос, она частное лицо.

Да, это была провокация. Но подобная ситуация прдельно естественна, могла состояться и так. И тут стало видно, что правитель негибок, зависит от общественного мнения, не умеет предвидеть последствий своих действий эт сетера, эт сетера...

И опять же повторю: по-настоящему сильному лидеру любой средний палец пофиг. Он даже плечами не пожмёт - что ему купцы?! А слабому и купцы важны, раз они не кланяются.

Ызарг, провокация если и была, то втёмную: трудно представить людей, добровольно идущих на весьма вероятную гибель. А если не втёмную, то они - герои невидимого фронта. ;)